KOZZKO - магазин пряжи Наташи Кудиновой

Большая энциклопедическая статья о пряже. Часть № 1

Большая энциклопедическая статья о пряже. Часть № 1

Эту тему нужно было поднять уже давно, и иногда мы вскользь касались того или иного вопроса. Но мало объяснить, что значит термин, нужно еще и дать рекомендации, сделать этот новый термин вашим повседневным инструментом.

Что все это означает, как нам может пригодиться в повседневной жизни и в самой ее красочной части – в вязании.

Мы постарались уместить здесь как можно больше важной информации, причем большинства своем этой информации больше нет в интернете.

1. СВОЙСТВА ПРЯЖИ 

Сырье важнейший фактор создания качественной пряжи. И он зависит от: ответственности животноводов, которые пасут и выращивают скот; от сборщиков, которые вычесывают, состригаю, собирают с кустов. От приемщиков сырья, где-нибудь в горах Пакистана, от приемщиков на фабрике в Италии, от технолога и дизайнера, которые решают, какая именно шерсть/пух/другое волокно будет присутствовать в нити и как это будет сочетаться, каким способом нить будет прясться, и какие свойства сырья будут играть роль, и то, как они отразятся на пряже и как эта пряжа будет использована уже нами и вами.

Очень длинная и трудная цепочка, где на каждом этапе важна квалификация человека. И важна квалификация того, кто будет вязать в конце этого пути. Ведь и вам нужно понимать как те или иные свойства сырья проявятся в вязании и отразятся на готовом изделии.


1.1. Тонина

Вид шерсти

Толщина/Тонина мкр.

Длина мм.

альпака

19-34

80-120

верблюд

19-25

25-125

кашемир

12,5-21

25-90

меринос

17-24

75-100

мохер

24-46

75-100

Как вы видите из таблицы, тонина это толщина волокна. Толщина напрямую отражается на мягкости пряжи, на тактильные ощущения владельца вещи. Но не все так однозначно, здесь мы не будем расматривать все случаи, об этом нужно смотреть конкретно в свойствах выбранной пряжи. Например, - вот статья про мохер и его свойства.

Тонина – характеристики пряжи животного происхождения. Если говорить про шелк и волокна растительного происхождения, то мы этот термин не используем.

Толщина шелка и растительных волокон

Вид волокна

Толщина мкр.

Длина см.

лен

16-33

15-20

хлопок

16-26

25-45

шелк

10-26

80000


1.2. Гигроскопичность

Гигроскопичность это способность материала впитывать в себя влагу. На что влияет гигроскопичность – на удобство, на комфортность при носке. Гигроскопичные материалы впитывают влагу с нашей кожи, поэтому в них под одеждой сохраняется комфортная циркуляция воздуха и теплообмен. Такая одежда дольше не пахнет потом.

В приведенных ниже таблицах указаны усредненные данные по основным категориям волокон. Отдельно по разновидностям шерсти точные цифры мы не нашли, а проводить опыты на разрыв и на впитываемость влаги с горячо любимой пряжей мы не решились. Поэтому мы сами ориентируемся на эти цифры и выкладываем их здесь.

Вид пряжи

крепость

гигроскопичность

лен

57-24

12

хлопок

20-53

8

шелк

39

11

кашемир

10-14

До 35

Прочая шерсть 100%

6-9

17

*ремарка из личных наблюдений: пряжа, которую мы принимаем из Италии, а это полуостров с морским климатом, обычно на 8% тяжелее, чем она будет через неделю в нашем климате - резко контенентальной Сибири с центральным отоплением.


1.3. Терморегуляция

Это способность сохранять тепло наших тел в любых обстоятельствах. Теплее всего шерсть и пух животных.

А не дать сгореть под полящим солнцем и позволить телу «дышать» это ко льну, хлопку и шелку. Причем шелк может и греть и остужать в равной мере.

То есть, из растительных материалов, он самый теплый.

И не вся шерсть греет одинаково.

Тройка лидеров теплосбережения

1 Место – Альпака! Полая и длинная, сохраняет тепло лучше всех прочих материалов.

2 Место - …(хотя они могли бы разделять первое с альпакой, но практика показывает, что всеже альпака теплее)… и так второе место и почти первое – Верблюд (близкий родственник альпаки с полой шерстью) и Як - житель гор и животное, которое не боится никаких морозов.

3 Место – Кашемир, - это пух кашемировой козы. Самое тонкое волокно, из применяемых в изготовлении пряжи, мягкий и воздушный, а потому и теплый.

А вот мохер и меринос идут после тройки лидеров, хотя и они очень теплые. Например меринос в 7 раз менее теплый, чем альпака. Стоит задуматься… хотя у всех свои достоинства.

Шелк условно можно отнести к пряже животного происхождения, но такими теплосберегающими свойствами он не обладает, хотя он значительно теплее хлопка и льна. Особенно буретный шелк.


1.4. Свойлачиваемость

Это свойства пряжи из шерсти и пуха животных. Чаще всего неудобное свойство, приводящее к пилингу – образование катышек. И из-за свойлачиваемости мы не стираем шерсть в горячей воде и стиральных машинах. Волос скручивается, сменается, полотно становится более плотным, нити укорачиваются. Вещь может дать усадку в несколько раз от начального размера.

Но контролируемую свойлачиваемость часто используют для оздания более плотного полотна – для пальто, например, или игрушек. К свойлачиванию больше склонна пряжа из тонких волокон с наименьшим количеством остевых волос. Например, кашемир.


2. БОБИННАЯ ПРЯЖА

Бобинная пряжа самый распространённый вид пряжи, который ничем существенным не выделяется, только что разнообразием. И это объясняется просто – вся пряжа изначально бобинная, это потом ее уже разматывают на моточки по 100 и 25 грамм.

На фабрики пряжа поступает в бобинах, в ателье – в бобинах. В самые передовые магазины пряжи - тоже в бобинах.

И сразу хочется опровергнуть два заблуждения о бобинной пряже:

Первое заблуждение – бобинная пряжа не подходит для ручного вязания. Подходит она для ручного вязания и для машинного вязания подходит тоже. А мнение такое родилось из-за того, что пряжа в бобинах часто встречается тоньше пряжи в мотках (но не забывайте что разновидностей бобинной пряжи в разы больше чем моточной, а моточной в принципе не бывает такой тонкой) просто в бобинах бывает тонкая пряжа, а в мотках ее делать не целесообразно.

2-ое заблуждение – бобинная пряжа пропитана вредными веществами. Пряжа пропитана вся. И мотки и пасмы. Бабушка автора этих строк, прядя на веретене из пуха коз, подмыливала нить, чтобы пух лучше скручивался. А что говорить про промышленное производство, которое не потерпит потерь сырья при прядении, фасовке и транспортировке?! Ведь именно для этого и используется пропитка. Пропитка не имеет токсичных характеристик, вредна только при индивидуальной непереносимости. Состоит, как правило, из парафинов (нефтепродукт).

Но сказав, что бобинная пряжа ничем не отличается от прочей пряжи, придется оговориться – есть свои нюансы:

В бобинной пряже, как правило, пропитки несколько больше.

Ну, вот, пожалуй, и все.

А что делать, если пряжа на бобине тонкая, а «мне такую вот именно по цвету нужно»? Вяжите в несколько сложений. Недаром именно для бобинной пряжи актуальна толщина, в метрах на 100 грамм пряжи.

За то бобинная пряжа прекрасно подходит для вязания на машинке, но нет, не вся;).


3. МОТОЧНАЯ ПРЯЖА

Моточная пряжа – расфасованная пряжа, приготовленная для ручного вязания. Из одного мотка можно вязать сразу в две нити, но, как правило, вяжут в одну – толщина моточной пряжи подобрана специально для ручного вязания. При этом этикетка должна содержать всю важную информацию, вплоть до рекомендаций по вязанию.


4. ПРЯЖА В ПАСМАХ

Но кроме пряжи в мотках, ее можно встретить в пасмах. Пасма – свернутое кольцо из пряжи. Именно в таком виде окрашивается секционная пряжа, и если после окрашивания с пряжей не проделывать больше никаких операций, то вы получите пряжу в пасмах. Вам придется его перематывать в клубок, вязать из неперемотанной пасмы неудобно, слава Богу! в нашем магазине есть специальное приспособление для перемотки пасм.

Конечно, не вся пряжа окрашивается в пасмах, и это не так часто встречаемая фасовка пряжи, как моточки. Какая-то пряжа окрашивается на стадии формирования ленты из волокон, до того, как будет изготовлена нить, у какой-то пряжи окрашивается волокно до формирования ленты, и такая пряжа не будет в форме пасмы ни на какой из стадий изготовления.


5. РАЗНОВИДНОСТИ ПРЯЖИ

5.1. Кардная пряжа

Про кардную пряжу Наташа стала рассказывать одной из первых в русскоязычном интернете, и, по сути дела, сделала ее популярной. Кайф гребенной пряжи в раскрытии – после нескольких стирок волоски пряжи высвобождаются из пряжи, закрывают межрядье и наши вещи из гребенной пряжи становятся мягкими, пушистыми и однородными. Красота! Но почему? Переходим к технологии –

- вся пряжа проходит определенные стадии, чтобы стать нитью, пригодной для изготовления полотна. И одна из наиболее важных – стадия кардочесания.

Кардование или кардочесание

Волокно расчесывается множеством игл, при этом волокно не зафиксировано. На этой стадии удаляются примеси и волокно разделяются между собой, образуя вспушенную ленту, из которой позже будет собрана нить. Но во время этой стадии удаляются примеси, а длинные волокна, которые будут цепляться за иглы в нескольких местах по своей длине, рвутся. Поэтому длинные и наиболее качественные волокна пуха и шерсти не подходят для кардной пряжи.

Но зато, короткий ворс, который спряден в нить, будет крайне в ней не стабилен, и, улучив первую возможность, освободит оба своих конца, оставаясь вкрученным в нее серединой. Эти концы и образуют тот фирменный кардный пушок, который мы все любим в шерстяных изделиях. На глаз кардную пряжу можно легко определить по следующим признакам:

  1. Толщина. Кардная пряжа не может быть тоньше 2000м в 100гр. Обычно она не тоньше чем 1500м в 100гр

  2. Даже в бобине и в пропитке она визуально свободнее, чем гребенная.


5.2. Гребенная пряжа

Это пряжа прошедшая стадию гребнечесания. При гребнечесании волокна шерсти расчесываются по длине, этим они распрямляются, выравниваются. Теперь наоборот удаляются короткие волоски, и если после кардования сырье для пряжи похоже на ватку, то после гребнечесания получается гладкая лента.

На гребенную пряжу отбирают наиболее длинные волокна, она будет тоньше, чем кардная и не будет пушиться ни до стирки, ни после. Для гребенной пряжи, на такой же вес, что и кардной пряжи, уходит меньше штук волоса, соответственно и в нити меньше концов. Что это значит для нас? Меньше колется, ведь меньше концов – меньше раздражения для кожи.

Именно из гребенной пряжи получаются великолепные водолазки, платья, нательный трикотаж.

Гребенная пряжа обычно тоньше 1500гр на 100м, или пряжа скручена из нескольких гребенных нитей. Нить более гладкая, не пушится после стирок и свой товарный вид не теряет при носке довольно долго.

Гребенная пряжа имеет больший расход, чем кардная. Не так склонна к пиллингу, больше подходит для детей и людей с чувствительной кожей.


5.3. Ровница

Это однонитка слабой крутки. Лента после кардочесания слегка скручивается. Такая нить довольно-таки рыхлая, сильно пушится, и слабая на разрыв. Склонна к валянию и скатыванию, то есть обладает высокой свойлачивоемостью. Если вам нужно сделать подваленные вещи – ровница идеальна. Вещи из ровницы сильно садятся, требуют бережного обращения. Так, как ровница, хоть и не сильно, но скручивается в одну сторону, то она может косить.

Гребенная ровница встречается крайне редко из-за того что гребенная пряжа очень тонкая, мононитка из гребенной пряжи легко рвется и не стабильна. Поэтому гребенная пряжа почти всегда скручивается из 2х и более нитей. Скручиваются они друг другу на встречу, тем самым стабилизирую друг друга и нивелируя эффект косины.


5.4. Лента

Видов пряжи много, технологии разнообразны и все не расскажешь. Но с нашей стороны будет страшным преступлением не поделиться с вами информацией о пряже, тем более, что многие вещи в интернете мы освещаем первые.

Итак, лента. Ленточки это изощренная пряжа, когда дизайнер пресыщается ровницей, гребенной ряжей и прочими консервативными вещами, он выдумывает что-нибудь эдакое.

Ленточка это технически сложная продукция. В ней сочетаются текстильные технологии и трикотажные. Соответственно кроме состава они различаются по технологии производства. При этом список всегда будет бесконечным, потому остановить фантазию невозможно даже техническими возможностями …

  1. Это тканая пряжа, как тесьма, две нити соединяются тканой тесьмой, при этом состав всех нитей может быть разным. Иногда к прочной нити основы (хлопок, синтетика) добавляют шерсть.

  2. Трикотажная лента самый известный вариант ленточной пряжи. Ее можно изготовить самостоятельно, нарезав трикотажное полотно.

  3. Возможен вариант с нетканым полотном, которое оплетают как в шнурке тонкие нити. Это такой плоский вариант шнурка.

  4. Прямые нити по краям ленты соединенные петлями, немного похоже на трикотажные ленты, здесь, как правило, неоднородный состав, но ровные края.

Из ленты старайтесь вязать более свободно, не заплотняя полотно, и тогда будет видна структура нити.


5.5. Шнурок


Как правило, это толстая синтетическая пряжа очень прочная и плотная. Чаще используют для интерьерных вещей. В таком случае это полиамид обвитый, в лучшем случае, хлопком.

Но все меняется, когда мы говорим об итальянской бобинной пряже. Вы же помните, где мы берем наши бобинки? В итальянских стоковых складах, куда сдают неиспользованную пряжу ателье и фабрики модных домов, отвязав свои актуальные коллекции. А так, как производителям дорого хранить материал, который возможно не будет ими использован в будущем, они довольно дешево его продают. И так у нас появляются материалы от и для Гуччи, Дольче Габбана, Прадо и Шанель. Так какой будет шнурок у этих представителей кутюр? Ответ один – изысканный.

Часто мы имеем дело с ровничной ниткой, слабой плотности и крутки, которая обвита люрексом, шелком или другой шерстью ( шнурок из альпаки обвит мериносом) все эти элементы взаимодействуют дополняя друг друга и мы получаем великолепие.

Но шнурок может быть связан из множества гребенных, тонких нитей, и при этом оставаться полым, без наполнения. Такой шнурок делает вещь легкой и воздушной. Особенно если использовать такие материалы как альпака и кашемир.

Вообще, разделять на строгие градации разновидности пряжи сложно, особенно если судить по внешним характеристикам. Так конкретнее можно разделить на технологические стадии.

А внешний вид пряжи будет таким, каким его видит и желает дизайнер, технологии позволяют.

Наш совет - Вязать шнурок удобнее тупыми спицами.


5.6. Нить неравномерной толщины


Некоторое время назад пряжа неравномерной толщины относилась к браку. Но если это такой дизайнерский прием, который позволяет изменить фактуру готового изделия? Неравномерность нити достигается неоднородностью крутки. Это, конечно же, фантазийная, декоративная пряжа. Петлистые нити, ровница, добавление плотных крапов иного, отличного от основного материала.


5.7 Букле

Такая пряжа имеет выпущенные петли, которые своей курчавостью увеличивают объем нити и уже готового полотна.

Петли/колечки могут быть различного размера, от мелких, до крупных. Колечки закрывают межрядье, при этом вещь остается воздушной и легкой, теплой и элегантной. Минимальный расход. Вяжем кофточки, жилетки, теплые платья и пальто.

Для вязания из букле мы рекомендуем брать спицы размером побольше (и крючок тоже;) с тупым кончиком.


6. КРУТКА НИТИ 

Для того, чтобы пряжа была стабильнее и прочнее, волокна при прядении скручивают. Даже ровница имеет небольшую крутку. Крутка нити может быть как влево, так и вправо. Крутка может быть сильной и тогда есть риск того, что полотно будет косить, будет не ровным.


6.1 Мононитка/многонитка

Потому мононитка сильной крутки практически не встречается. Часто две и более нитки разнонаправленной крутки скручиваются вместе, тем самым стабилизируя друг друга.

Двунитка, трехнитка и т.д. – это различие пряжи по числу нити в ней. Нити скручены в разные направления


6.2 Косина

Вы могли сталкиваться с мнением, что твид косит, так вот причина в том, что твид часто ровница с легкой круткой и напряжение в пряже от этой крутки будет накапливаться по мере того, как вы будете снимать пряжу с конуса. В таком случае при одинаковой плотности вязания, полотно по плотности однородным не будет. Это связано с тем, что, по мере сматывания с конуса, будет нарастать напряжение пряжи, и нить будет стремиться передать эту напряженность полотну, делая его неровным. Как снять эту напряженность - в конце параграфа.

Но крутка пряжи это не исключительно вопрос производства. Так может возникнуть дополнительная крутка при перематывании с бобины или при самостоятельной смотке разных видов пряжи. Чтобы снять эту дополнительную крутку рекомендуем использовать специальные подконусники или регулярно раскручивать пряжу в обратную сторону, расслабляя ее.


7. ОБРАЗЕЦ 

Для всей ли бобинной пряжи актуален вопрос косины? Нет, конечно, но чтобы быть уверенным/уверенной в том, что косины не будет, мы делаем образец. Чтобы понимать, какая плотность вам приемлема – делаем образец. Чтобы понимать как будет распределяться рисунок секционной пряжи – делаем образец.

Образец должен быть достаточным по размеру – хороший образец 20 см на 20 см. и больше, постирайте, высушите, а при необходимости постирайте еще. Тогда вы будете знать о вещи, которую вяжете все, что нужно – как усядет после стирки, как раскроется пряжа, избежите косины и выберете нужную плотность. Коззки делают образец всегда и всегда делают образцу ВТО.


8. ВТО

Влажная тепловая обработка. Стирка руками со специальным средством. Вещи из натуральных составов, даже хлопок и лен, мы стираем на руках. Мы не доверяем никаким режимам стиральных машин. Ведь было часто замечено, что даже если несколько раз ваша машинка в режиме бережной стирке не сваляла вашу вещь, то, скорее всего, она это сделает в следующий раз. Также сядет хлопок и лен, или растянется шелк, хотя некоторые, стирают вещи из летней пряжи в машинках на соответствующих режимах и в специальных мешочках. Но это значительно сокращает срок службы вещей, которые могли бы носиться много лет, не теряя первозданный вид.

После ВТО сушим в горизонтальном положении. Чтобы ускорить сушку можно бережно скрутить вещь вместе с сухим полотенцем, и оно возьмет в себя влагу. Не сушите на солнце – выгорит краска.


9. СМЕСОВКА И ПОДМОТ

Смесовка – пряжа не однородная по составу. Какая-то пряжа содержит в своем составе добавки в сугубо практичных целях, например для придания большей прочности. Иногда смесовка собирается чисто из художественных соображений. Смесовки это продукт фабричного производства. Разнообразие их большое, и чтобы в них разбираться, придется выучить обозначения материалов в общепринятых символах. Это будет на параграф ниже, а пока поговорим о смесовках, которые вы сами можете сделать

Итак, подмот – когда, у вас есть задумка, но под ее реализацию не найти фабричной пряжи, когда можно сэкономить на пряже подмотав что-то попроще, когда можно использовать пряжу из шкафа в новом цвете, буквально – подмотав яркую декоративную нить. Собирая пряжу на подмот, нужно учитывать характеристики всех составляющих. Мы стараемся писать много и подробно. На сегодня уже написаны статьи про Мохер, Кашемир, Альпака, в статьях описаны характеристики, которые нужно учитывать при добавлении подмота, ибо просвещение главный инструмент мастера.

На этом, по техническим причинам, первая часть окончена, переходите ко второй части или в каталог!


Целуем всех!

Коззки

articles/alpaka/alpaka2

При разработке статьи использован материал:


И жизнь в мире KOZZKO

Раздел: Советы по вязанию